24.06.2022
Обогащение
пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически
правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и
обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети
посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. Для них «логопедизация»
семейной воспитательной среды обязательна. А если речь ребёнка развивается без
видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не
стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче
расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном
и затоптанном пустыре.
Как проводить
домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно
организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь
настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже
просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать
абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела,
поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки
и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте
малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить.
Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом
молчит, ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная
речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь;
своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские
отношения; сопереживать услышанное).
Перед вами
открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна»,
«Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды»,
«Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения,
впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны.
Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных
условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть»,
«удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную
пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает,
как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если
названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё
равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус,
патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он
будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно
обогатят словарный запас ребёнка.
Практически на
любом наглядном материале об окружающем нас мире могут быть проведены такие
речевые игры как: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось
местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови
ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я
говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Развивайте в
себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой
увлекательной работы, увидите её плоды.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.06.2022
Дата обновления: 27.06.2022
Дата публикации: 24.06.2022