14.11.2022
Каждый
родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных
успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы
состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная
речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование
познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают
проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в
речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее
недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти,
низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для
того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в
которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для
овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в
школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли
Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его
речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи
способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок
свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет
схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а
играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей
впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание
необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже
азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры
речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников.
Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор,
развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки
письма.
Играя с ребёнком, будьте
дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не
скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он
обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы
при неудачах.
Игры:
1. «Четвёртый лишний».
Ребёнок
должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза- роза- нарцисс-
гвоздика.
2.
«Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока,
три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно
добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных
яблок и т.д.
3.«Скажи
наоборот».
Взрослый
называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные:
смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы:
пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные:
широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко-
…
4.
«Подбери слово».
Ребёнку
предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а
потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается
со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается
назвать ласково, н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и
домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и
ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
6. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей
образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Н- р: «Круглый
бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям
описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета,
сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. «Назови, какой…».
Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный,
варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. «Подумай и ответь». Предлагайте
детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше:
ёлок или деревьев?
9. «Подбери слово». Птица
- перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
10. «Расскажи
стихотворение».
Заучивайте с детьми
стихотворения, они развивают память и мышление.
11. «Расскажи сказку».
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям,
рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того чтобы речь
ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Не
старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте
ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны
соответствовать его возрасту.
• В
общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь,
звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно
объясните малышу.
• Не
подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными
суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
•
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и
ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем
случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и
покажите, как надо произнести слово.
• Если
ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему:
говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не
оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему
ваш ответ?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2022
Дата обновления: 14.11.2022
Дата публикации: 14.11.2022