16.01.2023
Фонематическое
восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является
основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего
ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах –
виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное
фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков,
правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим
строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения
по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша,
то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он
не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития
фонематического слуха.
1.Узнавание
неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков
является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра: «Шумящие
мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы,
скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку
потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра: «Волшебная
палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам
в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок
должен угадать, какой предмет звучит.
Игра: «Похлопаем»
Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза,
один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с
закрытыми глазами.
2.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра:
«Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит
взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя
высоту голоса.
3.Различение
сходных по звучанию слов. Игра: «Верно – неверно» Взрослый
показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота,
корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши,
когда он услышит правильный вариант произношения.
4.
Различение слогов. Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет
ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно
разделяя слоги. Совместно с ребёнком
произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги.
Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество
слогов в слове.
Игра: «Что лишнее»?
Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва –
фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.
5.
Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из
звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит -
з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер
шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит
– р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его
издаёт.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2023
Дата обновления: 17.01.2023
Дата публикации: 16.01.2023