13.02.2023
Одним из приёмов развития речи
детей является использование чистоговорок. Чистоговорка это зарифмованная
фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным
звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду
несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие
в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С
помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка (фонематический
слух, звукопроизношение, словарь, грамматику и связную речь). Использование
данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать
самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном
слове и повторяется вначале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Практические игры и упражнения с чистоговорками:
1. Развитие
правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для
закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и
фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней
чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и
для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько
раз, но с различной интонацией.
Автоматизация звука «с» — са-са-са
в лесу идёт лиса
а) Скажи с различной интонацией
(вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру (
как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи, выделяя разные слова
(ударяем молоточком на разные слова)
Можно использовать схемы (разные
кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр
2. Развитие
фонематического слуха
С детьми среднего и старшего
возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для
привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно
также использовать чистоговорки.
а) Добавь слог с определённым
звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла –
ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са – …
(каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком:
са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу
– я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л»
на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить
детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова,
составлять небольшие рассказы.
а) Ответь чистоговоркой на вопрос:
ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой один-много
по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой:
какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла,
ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один
карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково
(ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в
углу)
е) Придумай рассказ по картинке
са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила
лиса?
Работая в данном направлении,
хочется отметить, что чистоговорка как рифмованная фраза с часто повторяющими
звуками вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить
материал, активизирует воображение ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.02.2023
Дата обновления: 14.02.2023
Дата публикации: 13.02.2023